2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всё об асфальтировании / Дорожно-строительный дайджест

Современная автомобильная дорога общего пользования представляет собой сложную инженерную конструкцию, состоящую из множества элементов. Главными конструктивными элементами автомобильной дороги являются земляное полотно и дорожная одежда (состоящая из одного или нескольких слоев дорожного основания, а также одного или нескольких слоев дорожного покрытия).

Земляное полотно — конструктивный элемент дороги, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства дороги.

Дорожная одежда — конструктивный элемент дороги, представляющий собой многослойное сооружение, каждый слой которого выполнен из дорожно-строительного материала различной прочности и выполняет определенную функцию в работе всей одежды. Дорожная одежда воспринимает нагрузку от транспортных средств и передает ее на грунт земляного полотна.

В процессе эксплуатации автомобильная дорога регулярно подвергается воздействию многократно повторяющихся нагрузок от проезжающего транспорта, а также влиянию погодно-климатических (отрицательная температура, снег, дождь и др.) и грунтово-гидрологических факторов, что со временем приводит к возникновению в слоях дорожной одежды и земляном полотне различных напряжений и деформаций. Постепенно накапливаясь, такие напряжения и деформации приводят к разрушению дорожной одежды и появлению на поверхности дороги различных дефектов в виде трещин, выбоин, провалов, колейности, наплывов в асфальтированном покрытии и др.

Деформацией земляного полотна и дорожной одежды называется изменение их размеров и формы без потери массы и сплошности. Разрушением дорожной одежды и земляного полотна называется изменение их размеров и формы с уменьшением массы или потерей сплошности (монолитности). Деформации и разрушения возникающие в земляном полотне неизбежно приводят к деформации и разрушению слоев дорожной одежды.

Факторы, оказывающие влияние на образование деформаций и появление разрушений в конструктивных элементах автомобильной дороги в процессе ее эксплуатации, могут быть как внешними, так и внутренними.

Внутренние факторы, оказывающие влияние на состояние дороги

К внутренним факторам, влияющим на изменение состояния дороги в процессе ее эксплуатации относятся физико-механические характеристики самой дорожной конструкции (дорожного покрытия, дорожного основания и земляного полотна) и материалов ее слоев. К наиболее важным внутренним факторам можно отнести:

  • недостаточное или неравномерное уплотнение слоев дорожной одежды и земляного полотна;
  • неравномерный износ (истирание) дорожного покрытия под действием колес автомобилей;
  • образование пластических деформаций в асфальтированных покрытиях и слоях из битумоминеральных смесей. В теплый период года, образование пластических деформаций происходит из-за нагревания асфальтированного покрытия до высокой температуры, вследствие чего снижается вязкость битума, а это, в свою очередь, приводит к снижению прочности и деформативных свойств асфальтобетона. В холодной период, наоборот, вязкость битума возрастает, соответственно увеличивается прочность и жесткость асфальтобетона, но это может стать причиной образования в асфальтированном покрытии температурных трещин;
  • накопление остаточных деформаций и появление структурных разрушений в слоях дорожного покрытия и/или основания. Когда вертикальные или горизонтальные (касательные) напряжения, возникающие от воздействия колес автомобилей, превышают допустимые значения, может происходить нарушение сплошности или структуры материала одного или нескольких слоев дорожной одежды;
  • накопление остаточных деформаций в грунте земляного полотна под действием нагрузки от тяжелых грузовых автомобилей, особенно в период весеннего переувлажнения грунта, когда его несущая способность снижена.

Внешние факторы, оказывающие влияние на состояние дороги

К внешним факторам, оказывающим влияние на состояние автомобильной дороги в процессе ее эксплуатации относятся погодно-климатические и грунтово-гидрологические условия, а также воздействие транспортной нагрузки:

  • величина нагрузки на ось транспортного средства и показатель давления в автомобильных шинах;
  • количество повторений приложения тяжелой нагрузки и интервал между этими приложениями;
  • продолжительность приложения каждой нагрузки и суммарная продолжительность;
  • температура воздуха и солнечная радиация, под воздействием которых повышается или понижается температура покрытия и, соответственно, изменяются физико-механические свойства дорожно-строительного материала;
  • состояние и продуманность системы водоотвода и водопонижения, тип грунта земляного полотна и условия его увлажнения грунтовыми и поверхностными водами. При повышении влажности грунта выше оптимального уровня значительно снижается вязкость и увеличивается пластичность грунта, что способствует накоплению остаточных деформаций в земляном полотне и, как следствие, во всей дорожной одежде.
Читайте так же:
Какая грунтовка под какие краски подходит

В асфальтированных слоях дорожной одежды влияние внешних факторов на накопление остаточных деформаций становится особенно заметным в летний период. При нагревании асфальтированного покрытия снижается вязкость битумного вяжущего, ослабевает энергия сил взаимодействия между частицами битумного вяжущего, снижается модуль упругости асфальтобетонного слоя, а остаточные деформации увеличиваются. Этот эффект возрастает при наличии в составе асфальтобетонной смеси избыточной доли вяжущего, при использовании битума с недостаточной вязкостью, при низком содержании минерального заполнителя, а также при недостаточно качественном уплотнении смеси в процессе асфальтирования.

Воздействие автомобильных нагрузок на дорожную одежду и земляное полотно

Воздействие автомобильных нагрузок является главной причиной появления деформаций и разрушения дороги. При движении автомобиля по горизонтальному участку дороги с ровной поверхностью его колеса передают на дорожную одежду и земляное полотно вертикальные и горизонтальные (касательные) усилия.

Статические и динамические вертикальные и касательные силы, передаваемые колесами транспортных средств через дорожную одежду на земляное полотно, вызывают напряжения и деформации в его теле, вследствие чего земляное полотно изнашивается и разрушается.

Воздействие автомобиля на дорожную одежду характеризуется нагрузкой, приходящейся на ось, давлением в зоне контакта колеса с покрытием, временем приложения нагрузки, частотой и динамичностью ее повторения. Значение осевой нагрузки зависит от грузоподъемности транспортного средства, числа осей и схемы их расположения. Время приложения нагрузки зависит от скорости движения автомобиля, а число приложений и интервал между ними непосредственно зависят от интенсивности движения и ее распределения по часам суток.

Под нагрузкой от каждого колеса автомобиля дорожная одежда прогибается, а затем постепенно восстанавливается. Прогиб от колеса тяжелого грузового автомобиля распространяется во все стороны, образуя чашу прогиба радиусом до 4 м, которая перемещается по ходу движения автомобиля. Чаши прогиба от колес автомобиля частично перекрывают одна другую и охватывают всю ширину полосы движения. При этом в слоях одежды возникают напряжения сжатия, растяжения, изгиба и сдвига. Чрезмерные напряжения от транспортных нагрузок приводят к возникновению тех или иных деформаций.

На ровном покрытии дорожная одежда испытывает давление от колес как кратковременную статическую нагрузку. При движении транспортных средств по неровной поверхности давление колеса на покрытие то возрастает, то убывает, т.е. является динамическим.

Горизонтальные (касательные) усилия вызываются трением шины о покрытие при передаче тягового усилия и торможении автомобиля, ударами колес при наездах на неровности покрытия. Наибольшего значения горизонтальное усилие достигает при резком торможении автомобиля и хорошем сцеплении шины с покрытием. Напряжения, обусловленные действием касательных усилий на покрытие, сравнительно быстро затухают по мере удаления от поверхности в глубину и наиболее опасны для верхних асфальтируемых слоев дорожного покрытия. Горизонтальные напряжения являются причиной пластических деформаций и разрушений в виде сдвигов, волн, наплывов, поперечных трещин и колей по полосам наката. Такие деформации чаще всего наблюдаются на асфальтированных покрытиях толщиной менее 8 см. При большей толщине покрытия, сдвиговые деформации наблюдаются реже.

Процесс изменения транспортно-эксплуатационного состояния дороги

Изменение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и накопление деформаций в ее конструктивных элементах в процессе эксплуатации происходит неравномерно. Весь процесс изменения (ухудшения) транспортно-эксплуатационного состояния дороги, от ввода ее в эксплуатацию до такого состояния, при котором дорога требует капитального ремонта, можно условно разделить на четыре стадии.

  • 1-я стадия — ввод новой автомобильной дороги в эксплуатацию. На этом этапе состояние автомобильной дороги характеризуется как очень хорошее. В результате воздействия движущихся автомобилей происходит постепенное доуплотнение асфальтированного покрытия, слоев дорожной одежды, а также земляного полотна и формирование их устойчивой структуры. Отдельные деформации могут появиться вследствие дефектов допущенных при асфальтировании, ремонте асфальта, а также выполнении других работ, связанных с содержанием дороги.
  • 2-я стадия — характеризуется достаточно хорошим уровнем состояния дороги, однако заметно увеличивается износ покрытия, снижаются его сцепные качества и ровность, могут появляться трещины и выбоины. Степень и скорость развития этих деформаций зависят прежде всего от интенсивности и состава транспортного потока.
  • 3-я стадия — характеризуется накоплением деформаций не только в дорожном покрытии, но и в слоях дорожного основания, а также в грунте земляного полотна. Начинает проявляться эффект старения и деградации структуры материалов слоев дорожной одежды, накапливаются усталостные явления, в результате чего увеличивается площадь деформаций дорожной одежды и появляются разрушения.
  • 4-я стадия — переход состояния дороги от удовлетворительного к плохому. Деформации и разрушения возникающие на этой стадии приводят к тому, что для приведения дороги к нормальному состоянию требуется немедленный капитальный ремонт с усилением дорожной одежды или реконструкция.
Читайте так же:
Какая грунтовка лучше для пола под линолеум

Продолжительность конкретной стадии в значительной степени зависит от своевременности проведения профилактических работ (обновление слоя износа, поверхностная обработка) и текущих дорожно-ремонтных работ связанных с устранением возникающих деформаций и разрушений (ремонт мелких трещин, сколов и выбоин).

О перекрестках

Перекрестки бывают регулируемыми и нерегулируемыми. С регулируемыми все просто: если есть светофор, то он определяет очередность проезда в различных направлениях. Иначе обстоит дело с нерегулируемыми пересечениями дорог. Именно на них знак ПДД «Главная дорога» должен помочь автомобилисту разобраться в ситуации.

знак пересечения дорог

Кроме этого, перекрестки могут делиться на равнозначные и неравнозначные. Равнозначные перекрестки означают, что проезжать их требуется по так называемому правилу «помехи справа». Иными словами, автомобилист должен уступить дорогу ТС, движущемуся на него с правой стороны. В целом, равнозначные перекрестки встречаются нечасто, на большинстве дорог установлены знаки приоритета.

Очередность движения на неравнозначных перекрестках регламентируется знаками «Главная дорога» и «Уступи дорогу».

II этап — Владимирская область

Второй этап строительства трассы включает участок протяженностью 36 километров в 80 по 116 километр. Участок М-12 пройдет по территории Владимирской области.

Здесь прокладывают временные дороги, подвозят стройматериалы, готовят площадки для возведения искусственных сооружений — мостов, путепроводов.

III этап — Владимирская область

Этот участок трассы М-12 протяженностью 108 километров целиком пройдет по территории Владимирской области.

На участке построят транспортную развязку на пересечении М-12 с региональной дорогой 17К-2 Муром — М-7 «Волга».

Дополнительная развязка также появится на 193 километре трассы М-12 на пересечении с дорогой 17Н-7 Драчево — Бутылицы — Меленки во Владимирской области.

IV этап — Владимирская и Нижегородская области

Четвертый этап строительства охватывает 224-347 километры будущей автотрассы. Участок протяженностью 123 километра пройдет по территории Владимирской и Нижегородской областей.

Около 40 километров дороги М-12 пройдут по поймам рек Оки и Суры. Здесь необходимо обеспечить водоотвод от дорожного полотна.

В районе села Малое Окулово Нижегородской области, рядом с руслом реки Ока, сейчас идут археологические раскопки. На этой территории присутствуют поселения неолита, мезолита и эпохи бронзы. Уже найдены каменные орудия труда и оружие: наконечники стрел, копий, топоров, фрагменты лепных горшков, сделанных без гончарного круга с первобытным орнаментом. Артефакты датируются 5-6 тысячелетием до нашей эры. После обработки находки передадут в Нижегородский или Муромский музеи. Археологические находки не исключены и на других участках трассы.

Читайте так же:
Какая бывает грунтовка для покраски

На реке Ока на четвертом этапе возведут вантовый мост. Пока здесь действует паромная переправа. А на 300 километре М-12 в Нижегородской области построят транспортную развязку, чтобы автомобилисты могли съехать с дороги 22К-0036 Павлово — Сосновское — Лесуново — Мухтолово — Саконы.

V этап — Нижегородская область

Пятый этап строительства охватывает 347-454 километры будущей трассы М-12. Этот участок протяженностью 107 километров пройдет по территории Нижегородской области. На этом участке нужно пересечь реку Пьяна в Нижегородской области. Пока военные инженеры помогают соорудить понтонную переправу.

На пересечении М-12 с трассой Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Саранск — Исса — Пенза — Саратов построят транспортную развязку.

VI этап — Нижегородская область и Республика Чувашия

Шестой этап строительства включает участок протяженностью 132 километра с 454 по 586 километр в Нижегородской области и Республике Чувашия.

На этом участке построят монолитный мост построят через реку Сура. Пока военные инженеры помогают соорудить понтонную переправу через реку для прохода строительной техники.

VII этап — Республики Чувашия и Татарстан

Седьмой этап строительства охватывает участок протяженностью 77 километров с 586 по 663 километр будущей автодороги в Чувашии и Татарстане.

На этом участке через реку Свияга перекинут новый шестипролетный мост. Это сооружение станет самым крупным на седьмом этапе. Пока для того, чтобы строительная техника могла проехать с одного на другой берег реки, военные инженеры монтируют понтонный мост.

Всего только на седьмом этапе трассы планируется возвести 35 искусственных сооружений — мосты через реки, ручьи, овраги, путепроводы через региональные дороги.

На пересечении М-12 с автодорогой А-151 Цивильск — Ульяновск построят транспортную развязку.

Дополнительную развязку также построят на 628 километре М-12 в Татарстане на пересечении с автодорогой 16К-0925 Большие Кайбицы — Камылово.

VIII этап — Республика Татарстан

Восьмой этап строительства включает участок в 66 километров с 663 по 729 километр в Республике Татарстан.

На этом участке трассы М-12 предстоит построить самый большой из трех уникальных мостов — мост через Волгу. Его протяженность составит более трех километров. Пока забивают сваи для временного моста в дно реки с баржи. Затем на подготовленную основу надвинут полотно постоянного моста.

Применение георешетки

Простое применение доронита оправдано в случаях, когда грунт изначально твердый и устойчивый. В ситуациях, когда его прочность оставляет желать лучшего, используют георешетки.

Это композитная структура, по форме напоминающая пчелиные соты. На сегодня эта технология считается наиболее перспективной.Такое мнение вполне обосновано, так как при небольших вложениях построенная грунтовая дорогая не требует дополнительных затрат при эксплуатации. При этом передвижение на транспорте по такому дорожному покрытию является весьма комфортным.

Этапы проведения работ:

  • Сначала подготовленное дно дороги застилают геотекстилем.
  • Затем поверх него устанавливают георешетки.
  • Вся конструкция засыпается гравием так, чтобы слой насыпного материала перекрывал край решетки на 2 см.

Когда нужна более прочная дорога, то полотно геотекстиля сначала засыпается слоем песка, а георешетка накладывается уже поверх него. По построенной таким образом дороге могут спокойно проезжать даже небольшие грузовые автомобили.

Если равнозначный нерегулируемый

Равнозначный нерегулируемый перекресток – один из самых непростых участков на дороге. Но проблем можно избежать, придерживаясь следующих правил:

  • при проезде пропускать транспорт, приближающийся с правой стороны, и трамваи;
  • при повороте налево обязательно уступить ТС, едущим по своей полосе навстречу без изменения траектории или направо;
  • разворачиваясь, выполнить то же условие;
  • не выполнять обгон на участке.
Читайте так же:
Какую грунтовку использовать перед шпатлеванием

Проезд нерегулируемых перекрёстков по ПДД

В соответствии с ПДД все перекрёстки разделяют на регулируемые и нерегулируемые. Первый обозначает, что на данном участке езда на дороге контролируется посредством светофора или регулировщика. Подобные перекрёстки не имеют ни главной, ни второстепенной дороги, и указатели приоритета здесь не действуют.

Если светофор отсутствует, либо функционирует в режиме жёлтого мигающего света, а также нет регулирующего инспектора, перекрёсток считается нерегулируемым. Проезд по такому участку должен базироваться на приоритетных знаках, установленных на линии трассы либо на анализе дорог, для которых организован перекрёсток (асфальтные или из грунта).

Для неравнозначных дорог

Подъезжая к перекрёстку, который является нерегулируемым, прежде всего, автовладелец должен чётко осознавать:

  • направление, куда ему нужно двигаться дальше;
  • кто на данном участке автодороги имеет главенство в езде.

Неравнозначный перекрёсток

Чтобы ответить на подобные вопросы, нужно определить тип нерегулируемого перекрёстка: равнозначный или неравнозначный. Последним считается такой, в котором перекрещиваются главная дорога со второстепенной.

Распознать главную участники движения имеют возможность по следующим факторам:

    дорога, которая обозначена дорожными спецуказателями: 2.1, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7 и 5.1. При наличии хотя бы одного из знаков, шофёр может быть уверенным в том, что совершает езду по главной; Дорожные спецуказатели

Кроме этого, отличить неравнозначные дороги можно по наличию двух указателей:

    — указатель треугольной формы белого окраса с красной окантовкой по краям. Располагают данный знак в тех местах, где автовладелец только приближаясь к перекрёстку способен увериться в том, будет ли он формировать помехи другим ТС или нет. Если он не будет мешать участникам дороги, то может спокойно продолжить езду без остановок. Дорожный знак «Уступи дорогу» — знак восьмиугольной формы красного окраса, в центре которого расположена надпись белыми латинскими буквами «STOP». При наличии указателя водитель, независимо от того, создаёт он помехи для других авто или нет, обязан остановить машину на несколько секунд, после чего уже принять решение о продолжении движения. Дорожный знак «СТОП»

Проезжать перекрёсток с неравнозначными дорогами необходимо, руководствуясь такими правилами:

  1. Если главная не изменяет своего направления (п. 13.10 и 13.11). При проезде в правую сторону автомобиль может беспрепятственно повернуть, не уступая никому движение. При езде прямо, находясь на главной водитель имеет право приоритета. При осуществлении манёвра в левую сторону или развороте, автовладелец должен уступить тем ТС, которые направляются навстречу прямо либо поворачивают в правую сторону.
  2. Если главная изменяет направление (п. 13.11 правил ДД). Шофёры, которые едут по главной, должны между собой действовать согласно нормам проезда равнозначных автодорог. Аналогичные правила должны применять те, кто едет по второстепенной дороге. На равнозначном участке автовладелец должен уступить право проезда транспорту, приближающемуся с правой стороны. При этом, непосредственно перед перекрёстком должны располагаться два указателя: главной дороги и знак, указывающий её направленность.

Согласно пункту 13.9 ПДД, при проезде перекрёстка с неравнозначными участками водитель ТС, передвигающегося по второстепенной дороге, обязуется пропустить транспорт, который едет по главной, независимо от его дальнейшей схемы движения.

Видео: нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог

Для равнозначных дорог

Как уже отмечалось, прежде, чем проезжать перекрёсток необходимо установить его тип.

Равнозначный можно узнать по следующим характеристикам:

  • отсутствует (не работает) светофор или нет регулировщика;
  • отсутствуют приоритетные знаки;
  • пересекающиеся дороги имеют идентичное покрытие (твёрдое, грунтовку, асфальт и т. п.).

Дополнительно, чтобы обозначить равнозначный перекрёсток устанавливают специальный указатель 1.6, представленный в виде белого треугольника с красной окантовкой по краям, в середине которого, буквой «Х», перекрещиваются две линии.

Читайте так же:
Какую грунтовку лучше использовать для жидких обоев

Спец.указатель обозначающий равнозначный перекрёсток

Чтобы освоить технологию проезда подобных участков дороги, специалисты советуют действовать согласно трём основным правилам — общим нормам проезда перекрёстков, по принципу «первое главнее второго, второе — главнее третьего». В том случае, если первый вариант не подходит, переходят ко второму.

Итак, на практике данные правила работают следующим образом (п. 13.1 ПДД РФ):

  • шофёру безрельсового транспортного средства (ТС) при переезде перекрёстка равнозначных дорог необходимо уступить дорогу всем авто, которые расположены от него справа (так называемый закон «правой руки»). Аналогичное правило должны соблюдать водители трамваев;
  • при поворачивании в левую сторону либо развороте, автовладельцу нужно пропустить ТС, которое движется по равнозначной дороге по встречному направлению прямо либо направо. Подобное правило распространяется на управляющих трамваями. Также следует помнить, что при осуществлении манёвра разворота или поворота влево, нужно пропустить тот автотранспорт, который приближается справа, вне зависимости от того, в каком направлении он продолжит езду.

Что касается поворота в правую сторону, то во время такого манёвра транспорт не пересекается с другими ТС, а значит, может беспрепятственно продолжить дальнейшее передвижение. При езде прямо водитель должен действовать согласно правилу «правой руки» и уступить дорогу всем авто, находящимся с правой стороны. Если на равнозначном участке сложилась ситуация с проездом безрельсовых авто и трамваев, то в любом случае, преимущество в езде имеют последние. В отношении других действуют выше прописанные нормы.

Видео: нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог

Т-образного перекрёстка

Все выше описанные правила ДД касаются проезда ТС на традиционных перекрёстках, которые представляют собой пересечение двух дорог. Но, какими нормами руководствоваться при переезде Т-образного, многие начинающие водители не знают. Нужно отметить, что правила проезда на таких участках являются аналогичными тем, что и для обычного перекрёстка, но имеют некоторые особенности.

Безусловно, если автодорога располагает светофором или знаками приоритета, то движение по ней не вызывает особых сложностей у участников дорожного движения. Больше всего возникает сложностей при переезде равнозначного Т-образного перекрёстка, на котором отсутствует любая регулируемая или приоритетная разметка.

В подобном случае владельцам авто нужно руководствоваться следующими правилами (п. 13.11 и 13.12):

  • на равнозначном участке шофёр должен пропустить машины, приближающиеся с правой стороны;
  • во время поворота в левую сторону либо манёвра разворачивания водитель безрельсового ТС должен пропустить транспорт, который движется прямо навстречу или поворачивает вправо.

Т-образный равнозначный перекрёсток

Что касается разворота на трёхполосном дорожном участке, то ПДД не накладывают в данном случае никаких ограничений.

Однако совершая манёвр, водитель должен:

  • занять крайнее левое положение на дорожной полосе;
  • не использовать езду задним ходом, поскольку такой манёвр в подобных местах запрещён.

Даже, несмотря на то, что закон разрешает осуществлять разворот на участках Т-образного типа, не всегда он может быть выполнен из-за строения и размера самого перекрёстка.

При переезде нерегулируемого перекрёстка всегда необходимо быть крайне осторожными. И даже если шофёр находится на главной дороге и, по закону, обладает приоритетом в проезде, не стоит забывать, что другие участники движения могут досконально не знать ПДД и попытаться осуществить манёвр первыми. При подъезде к такому участку автодороги нужно убедиться на все сто процентов, что другие ТС действительно уступают.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector