2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Данные по продаже цемента

Медиацентр

Объем реализации цемента в 2014 году составил более 1,5 млн тонн, что на 17% превышает результат 2013 года.
Сделка является частью реализации стратегии «Группы ЛСР» по фокусированию на наиболее высокодоходных проектах и быстрорастущем девелоперском бизнесе для максимизации акционерной стоимости компании. Продажа цементного завода позволила значительно сократить долговую нагрузку и избавиться от ссудной задолженности, деноминированной в иностранной валюте. В результате по итогам финансового года ожидается снижение показателя чистый долг/EBITDA до уровня ниже 1,0.

Напомним, что завод «ЛСР-Цемент» успешно работает на рынке Северо-Западного и Центрального регионов с ноября 2011 года. Производительность завода составляет 5 тыс. тонн клинкера в сутки и 1,86 млн тонн цемента в год. Предприятие оснащено полностью автоматизированной системой управления производством — Rockwell Automation. Количество сотрудников предприятия составляет всего 450 человек.

Для справки:

ОАО «Группа ЛСР» — диверсифицированная строительная компания, осуществляющая свою деятельность в нескольких взаимодополняющих сегментах рынка. Компания создана в 1993 году. Основные направления деятельности — производство стройматериалов, строительство и девелопмент. Группа объединяет предприятия по добыче и переработке нерудных ископаемых, производству и перевозке стройматериалов, строительству зданий — от крупнопанельного жилья массовых серий до элитных домов, построенных по проектам ведущих отечественных и зарубежных архитекторов. Основной бизнес «Группы ЛСР» сконцентрирован в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве и Московской области, Екатеринбурге и Уральском регионе. Портфель недвижимости компании составляет 7,8 млн кв. м рыночной стоимостью 117 млрд. руб. (по оценке DTZ на 31.12.2013). В 2013 году выручка «Группы ЛСР» (в соответствии с отчетностью, подготовленной по МСФО) составила 65 316 млн руб. «Группа ЛСР» является публичной компанией, ее глобальные депозитарные расписки обращаются на Лондонской Фондовой Бирже, а обыкновенные акции — на фондовом рынке Группы ММВБ-РТС.

Для дополнительной информации:

Пресс-служба «Группы ЛСР»

Тел.: +7 812 333 11 11

Факс: + 7 812 458 83 72

О «Группе ЛСР»

Продукты и услуги

Инвесторам и акционерам

Устойчивое развитие

Медиацентр

Контакты

ПАО «Группа ЛСР» раскрывает информацию на странице в сети Интернет ООО «Интерфакс-ЦРКИ» — информационного агентства, аккредитованного ЦБ РФ на раскрытие информации.
Информация доступна здесь.

© 2013-2021 Группа ЛСР. Все права защищены.
Предупреждающее заявление

В вашей версии Internet Explorer работа данного сайта не поддерживается.
Обновите Internet Explorer до последней версии.

Данные по продаже цемента

«Газета.uz» ранее писала, как правительство Узбекистана своим решением спровоцировало рост цен на цемент, ограничив на месяц импорт белого цемента и портландцемента. Запрет на ввоз был введен 23 апреля в связи с падением спроса на этот материал из-за остановки работы на многих строительных объектах республики, а также для поддержки местных производителей. При этом за день до введения ограничения Антимонопольный комитет предупреждал о том, что это приведет к росту цен.

Ограничение было снято 23 мая, хотя строительство крупных объектов было возобновлено еще в середине апреля, а с 25 апреля начали работать рынки стройматериалов. В результате с января цены на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже выросли на 59%, а на последних торгах в пятницу цемент смогли купить только 34% участников, свидетельствуют данные биржи.

«Газета.uz» узнала, с какими трудностями сталкиваются производители газобетона, а также почему правительство решило ввести дневной лимит на бирже на покупку цемента.

«Бешеные цены»

Управляющий делами иностранного предприятия Super Gazoblok Тулкун Исмаилов прокомментировал заявление председателя правления ассоциации «Узпромстройматериалы» Ботира Зарипова, который объяснял ограничение импорта скоплением запасов свыше 1 миллиона тонн цемента и клинкера на складах.

«Мы ведем переговоры с цементными заводами, участвуем в биржевых торгах — все говорят, что цемента не хватает. Во время ограничения импорта тоже не было продукции. Ограничение связывали с карантином, пандемией. Мы не могли понять, причем тут это. Ну хорошо, это было временно. Сейчас импорт возобновили, но это никак не помогло снизить цены. Здесь или монополией пахнет, или кто-то искусственно это делает», — заявил он.

Тулкун Исмаилов отметил, что в последний раз сырье закупалось у Джизакского цементного завода на бирже по 870 сумов за кг, с доставкой — 920 сумов.

«Это по наличному расчету. Если безналичный, то приходится под 1 млн сумов за тонну. Бешеные цены! Мы — производители газобетонных изделий, бетонных изделий — поднимаем цены на свой товар, но местный потребитель не берет по этой цене. Дорого!» — рассказал предприниматель.

Из-за роста цен себестоимость продукции Super Gazoblok выросла в среднем на 45 тысяч сумов.

«Например, 1 кубометр газоблока я продавал по 470 тысяч сумов за наличный расчет. Сейчас в связи с возрастанием цен на цемент моя продукция стоит 510−520 тысяч сумов. Никто не покупает. Я не могу объяснить, что цемент возрос в цене. Это не моя прихоть, зачем мне искусственно повышать цену», — отметил Тулкун Исмаилов.

Предприниматель также указал, что повышение цен на газобетон приводит к повышению цен на квадратный метр строящихся домов, большинство из которых строятся из газобетона.

«Как вы знаете, правительством было дано указание, чтобы с этого года все высотки и дома возводили из газобетонных блоков, отменив строительство с помощью жженого кирпича», — напомнил он.

Читайте так же:
Как растворить цемент застывший со стекла

В октябре президент Шавкат Мирзиёев поручил сократить использование кирпича в строительстве домов. Ожидалось, что это поможет снизить стоимость домов на 30%.

В письме первого заместителя министра строительства Шерзода Хидоятова от ноября 2019 года поручается перейти на новую систему, которая предусматривает строительство многоэтажных домов из монолитного бетона с использованием газобетонных блоков вместо кирпича.

Как закупается цемент на бирже

«Каждое предприятие, которое закупает товар на бирже, привлекает брокера. Ему даете ключ от фирмы, договор, реквизиты, пополняете счет. Он ежедневно отслеживает цены. Скажем, условно, начальная цена на 1 кг цемента составляет 1000 сумов. Торги начались в 12:00. Цена поднимается в зависимости от предложенной цены разных брокеров. Кто-то дал 1500 сумов, другой — 2000 сумов, еще один — 3000 сумов. В итоге по итогам торгов цены становятся нереальными», — заявил представитель Super Gazoblok.

Тулкун Исмаилов заявил, что решил приостановить деятельность предприятия с 25 июня.

«Каждый день идет прирост цены, каждый день. Хотя говорили, что импорт открыли, все будет нормально. Еще хуже стало. Я решил 25 июня приостановить свою деятельность. Стоимость не позволяет, на рынке спроса на дорогой газобетон нет. Мне нужно было провести калькуляцию, закупить алюминиевую пудру, цемент. Позвонил брокеру, он говорит, что цемент с доставкой обойдется в 940 сумов. Я говорю: „Все, стоп. Не надо ничего“. Пока решили приостановить производство. Сейчас у нас осталось около 1500−2000 кубометров газобетона. Будем его реализовывать», — поделился планами предприниматель.

Он отметил, что у компании были относительно небольшие объемы — закупалось 500 тонн цемента в месяц.

«Мы в принципе и закупаем через биржу. Но есть перекупщики, которые закупают на бирже оптом, а потом с небольшой наценкой продают другим. То есть они приобрели 20 вагонов цемента в марте и держат его до июня, а после продают, когда цена возрастает. Они могут сделать чуть дешевле, чем на бирже, но все равно получат хороший доход. Смысл биржи ведь в том, чтобы производитель мог купить цемент без посредников по приемлемой цене. А сейчас получается, что и на бирже, и у перекупщиков — никакой разницы нет», — заявил он.

За местным цементом дорожает и импортный

Учредитель компании Imron Construction Lux Хуршид Ходжимуродов рассказал, что импортирует цемент из Таджикистана, поскольку не удовлетворен качеством местного продукта.

«Для производства газобетона нужен портландцемент М-500. В Узбекистане его производят, но он не соответствует стандарту. По документам это М-500, а на самом деле не доходит до М-450. Цена повышается день за днем, особенно после возобновления строительства после карантина. Сейчас она доходит до 900−1000 сумов за килограмм. Я покупаю таджикский цемент из Согдийской области Таджикистана. По качеству узбекский цемент более хрупкий, поэтому нам приходится закупать из-за рубежа», — отметил он.

По его словам, зарубежные производители, исходя из стоимости цемента на внутреннем рынке Узбекистана, тоже повышают цену.

«В Таджикистане 1 тонна цемента стоит от 42 до 50 долларов, со всем затратами товар доходит до Узбекистана за 60 долларов. Они могут продавать по 70−80 долларов, но в связи с тем, что самый дешевый цемент в Узбекистане за 1 тонну стоит 800 тысяч сумов на улице (не на бирже — ред.), зарубежники подняли до 99 долларов», — сообщил предприниматель.

Хуршид Ходжимуродов заявил, что на бирже практически невозможно купить цемент по относительно дешевой цене, если у предприятия маленькие объемы.

«Там надо закупаться минимум до 1000 тонн. Если я захочу 50−60 тонн, то со мной не заключат контракт», — заверил он.

Учредитель Imron Construction Lux указал, что не может поднять цену на газобетон, иначе он станет дороже кирпича.

«Цена на цемент растет как на дрожжах, но мы, производители, не можем повысить стоимость газобетона, поскольку было сказано о необходимости перехода на альтернативу кирпича — газобетон дешевле, практичнее и доступнее. Если мы повысим цену, то перепрыгнем кирпич, рынок газобетона сломается», — объяснил бизнесмен.

До карантина таджикский портландцемент М-500 стоил 800 тысяч сумов за тонну, а узбекский — от 600 до 700 тысяч сумов, утверждает он.

«Сейчас мы работаем на ноль — без прибыли. Многие газоблокщики почти прибыль не получают. Некоторые пытаются как-то похимичить — добавить больше песка, снизив долю цемента, но это сказывается на качестве. Я продаю газобетон по 490−530 тысяч сумов за кубометр, исходя из транспортировки и других расходов», — рассказал Хуршид Ходжимуродов.

Предприниматель также разъяснил, почему многие покупают цемент не на бирже, а у перекупщиков.

«Перекупщики, которые работают в поселке Назарбек, рядом с Куйлюком и другие, они закупают на бирже по 200−1000 тонн. Потом они помещают товар на склад, добавляют расходы на складирование, расходы по 20−30 сумов за загрузку и перегрузку 1 кг цемента на одного человека. Плюс они добавляют НДС в 15%, а также прибыль — в 20%. В итоге цена на 1 кг цемента увеличивается до 800−900 сумов. Если покупать на бирже, то я получу цемент через две недели», — отметил он.

Читайте так же:
Количество цемента для изготовления одного шлакоблока

«Цена нестабильная»

Производитель газобетона в Ташкентской области, пожелавший остаться анонимным, заявил, что испытывает сложности из-за нестабильных цен.

«Сложность в том, что цена нестабильная — она постоянно растет, в связи с чем мы не можем установить стабильную цену на свою продукцию, себестоимость которой на 70% формируется из цемента. В последний раз цемент закупил по 950 сумов за кг на заводе „Ахангаранцемент“. Месяца три назад он стоил 600 сумов. Не знаю, почему так. Недавно мне предлагали таджикский портландцемент М-500, который стоит дешевле ахангаранского портландцемента М-400 Д-20. То есть импортный цемент лучшего качества стоит дешевле местного качеством хуже. Но я не успел купить», — заявил он.

Предприятие повысило стоимость газобетона с 450 тысяч до 500 тысяч сумов за кубометр.

«Честно скажу, я покупаю цемент через посредников. Один раз пытался закупить цемент на бирже — это было просто ужасно. Я заплатил деньги и цемент получил только через две недели. Хотя у меня маленькие партии — по 10 тонн закупаю. Навряд ли у них было скопление цемента на складах», — считает предприниматель.

«Приостановил работу из-за 750 сумов за кг»

Директор предприятия Business Partner’s Улугбек Уктамов сообщил, что ему пришлось приостановить работу после того, как цена цемента на бирже превысила 750 сумов за 1 кг. До начала карантина стоимость 1 кг этого стройматериала была в пределах 480−500 сумов.

«Поскольку себестоимость производства газобетона приблизилась к 500 тысячам сумов, а на улице его продают по этой же цене. А при импорте цена выше 1000 сумов. В сутки я использовал свыше 30 тонн цемента, который доставлялся навалом. Покупал в „Ахангаранцементе“ и на Джизакском цементном заводе. Если в Узбекистане заводы не могут покрывать спрос на внутреннем рынке, то цемент привозил из Согдийской области Таджикистана», — заявил он.

По словам предпринимателя, при большом спросе местные заводы начинают ухудшать качество, то есть «отдают не до конца готовый цемент». Поэтому Business Partner’s закупало 70% цемента у местных заводов, а 30% импортировало.

Дневной лимит в 114 тонн

Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»

Как сообщили «Газете.uz» в Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже (UzEx), с 29 июня поручением правительства на покупку цемента одним покупателем установлен дневной лимит в 114 тонн.

«На сегодняшний день наблюдается большой ажиотаж. Большие компании, которые занимаются перепродажей цемента, покупают до 3000 тонн. Таким образом, сужается количество участников, и многие не могут купить этот стройматериал. Лимит устанавливается, чтобы равномерно распределить для всех участников торгов», — отметили в бирже.

В UzEx подчеркнули, что ограничение вводится на некоторое время, пока ситуация на рынке не стабилизируется. Лимит был определен исходя из анализа за последние 10 дней с учетом потребностей предприятий, занимающихся переработкой цемента.

«Если в апреле цена была в пределах 510 тысяч сумов за тонну цемента, то по состоянию на 26 июня она была 792 тысяч сумов. В целом с тех пор цена увеличилась на 59% с января», — заявили в УзРТСБ.

Сообщается, что 26 июня около 800 предприятий участвовали в торгах на покупку цемента, но купили его только 275 предприятий (34%).

«Лимит вводится в целях обеспечения спроса и интересах предпринимателей, которые реально занимаются строительством или переработкой цемента. Крупные игроки-покупатели являются оптовиками, перекупщиками. Им главное купить в больших объемах по любой цене и перепродать по завышенной цене… Некоторые [перекупщики] таким образом пытались регулировать рынок. А [лимит], в свою очередь, поможет более-менее снять напряжение», — считают в UzEx.

С 30 июня ожидается, что на бирже появится возможность заключать форвардные сделки по цементу, позволяющая осуществлять поставку товаров с отсрочкой на срок до трех месяцев. В рамках таких сделок не будет ограничений по объемам.

Открытие цементного завода

Открывать собственное производство цемента целесообразно вблизи мест добычи сырьевых материалов. Отметим, что организация даже небольшого завода – это очень дорогостоящий проект с немалым сроком окупаемости. В процессе открытия бизнеса предпринимателю необходимо пройти следующие основные этапы:

  • государственная регистрация юридического лица
  • разработка технических условий и получение разрешения на разведку месторождений
  • получение лицензии на добычу цементных известняков
  • строительство производственной площадки
  • приобретение и установка производственной линии
  • покупка средств техники
  • формирование ассортимента, разработка и утверждение рецептуры
  • экспертиза и декларирование готовой продукции

В состав производственной линии входит дробильное оборудование (щековые и молотковые дробилки), мельницы для помола сырьевых материалов и готового цемента, печь для обжига, охлаждающие установки, пылеосадительные камеры, накопительные бункеры.

Производительность оборудования может быть разной, и именно от неё зависит общая стоимость линии. Так, отечественный комплекс, способный производить до 100 тонн готовой продукции в сутки, обойдётся в сумму около 123 млн рублей без учёта стоимости монтажа и пуско-наладочных работ.

Читайте так же:
Машина миксер для цемента

Для установки такого оборудования и обеспечения его бесперебойного функционирования понадобится около 4800 кв. м производственных площадей и 42 человека (для работы в три смены).

На производство одной тонны цемента уходит примерно 694 кг известняка, 125 кг глины, 50 кг гипса, 80 кг угля и 40 кг минеральных добавок. В себестоимость готовой продукции, кроме затрат на сырьё, входят расходы на оплату электроэнергии и технической воды, транспортные издержки, отчисления в фонд заработной платы.

Чтобы произвести в месяц 2200 тонн цемента, необходимо потратить около 7 млн рублей. При условии, что цена за 1 тонну составляет 4000 рублей, за реализацию месячного объёма продукции можно выручить 8,8 млн рублей. Чистая прибыль будет на уровне 1,8 млн рублей.

Открытие цементного завода – рентабельный и перспективный бизнес-проект, однако сумма, которую изначально нужно в него вложить, для многих оказывается просто неподъёмной. Чаще всего предприниматели привлекают для финансирования строительства и запуска таких объектов крупных инвесторов. Прочтите, как найти бизнес-партнёра.

Сферы применения цемента

Цемент – вяжущий состав, который повсеместно используется в различных видах строительства. Состоит из минеральных компонентов карбонатной и глинистой групп, также возможно добавление шлаков (до 20%) и других веществ (до 15%). Чаще всего к названию присоединяется понятие «гидравлический», так как затвердевание возможно только в присутствии влаги. В результате химической реакции образуются твердые соединения, нерастворимые в воде.

цемент.jpg

Как купить цемент дешево оптом со склада в Казани

Наша компания поможет вам не растеряться при выборе марки цемента среди огромного разнообразия, который предлагается на строительных рынках Казани. Мы не только сможем предложить вам цемент высокого качества, но и осуществить доставку материала в кратчайшие сроки. Мы продаем цемент от проверенных, надежных производителей. У нас вы приобретете цемент, расфасованный для оптовой, мелкооптовой, и даже для розничной продажи, самого наилучшего качества по оптимальной цене. Наша компания гарантирует качество цемента, который произведен в соответствие с современными технологиями на заводах, имеющих в своем активе более чем полувековую историю работы! Мы предлагаем вам цемент, который проходит заводской контроль во время всего цикла производства, отличается заявленными качествами и уж точно не разочарует вас! Мы поможем укрепить ваши планы нашим цементом! Компания работает быстро и с любыми большими объемами, так как у нас есть складские помещения и отлаженная работа по взаимодействию с заводами-изготовителями.

Складские помещения находятся в черте города, имеются удобные подъездные пути, так что вы можете приобрести в нашей компании цемент самовывозом. Компания организует погрузку цемента в автотранспорт, причем у нас есть машины различной грузоподъемности, мы готовы к любым вашим требованиям. Если возникнет необходимость — возможно произвести резервирование цемента на складе. Продукция хранится на складе с соблюдением всех правил хранения цемента: влажность, температура воздуха соответствуют технологическим требованиям.

Востребованные марки

В каталоге представлен цемент, который позволит вам изготовить бетон, строго соответствующий документации и техпроцессам, удовлетворяющим всем требованиям ГОСТ.

Одной из самых популярных смесей в частном и промышленном строительстве остается М400 (32,5 Н). Цифра говорит о прочностных характеристиках материала на сжатие. Соответственно, она равняется 400 кг на квадратный сантиметр.

ЦЕМ I — портландцемент с количеством минеральных добавок не более 5%. Для него характерна высокая скорость начального набора прочности. Через 24 часа после укладки он приобретает около 50% марочной прочности.

32,5 Н — наиболее популярен в малоэтажном строительстве, востребован для монолитного бетонирования и изготовления ЖБИ.

Углеродные инициативы Евросоюза повлияют на российский экспорт

Углеродные инициативы Евросоюза повлияют на российский экспорт

В июле Евросоюз обнародовал 13 проектов директив «зеленого курса». Одна из них – трансграничное углеродное регулирование (ТУР) – подразумевает введение дополнительного сбора с углеродоемкой продукции, импортируемой в ЕС. Другие инициативы менее громкие, хотя и не менее важные – отказ от двигателей внутреннего сгорания, от угля, использование альтернативных источников энергии – значительно изменят структуру российского экспорта уже в ближайшие пять лет.

Анна Варкентина

Механизм ТУР

Серьезные климатические изменения в виде планетарного потепления, предположительно обусловленные выбросами большого количества углекислого газа промышленными предприятиями, подталкивают экономически развитые страны, в первую очередь ЕС, к внедрению различных экологических программ и замене одних источников энергии на другие. Европейский «зеленый курс» ставит основной целью достижение Евросоюзом «климатической нейтральнос-ти» к 2050 году.

Для достижения этой цели в ближайшие десятилетия будут реализовываться различные меры, которые могут повлиять на экспорт российских углеводородов. Одна из них – трансграничный углеродный сбор (ТУР).

Механизм ТУР предусматривает продажу специально созданным уполномоченным органом – CBAM Authority – сертификатов на импортируемые в ЕС товары углеродоемкого производства по установленному перечню. Механизм будет вводиться постепенно: с 2023 года – действовать по более упрощенной схеме, а начало полной реализации действия механизма планируется с 2026 года. Так, с 2023 года производителям необходимо будет отчитываться о размере углеродного следа своей продукции, а с 2026-го – платить сбор.

Предположительно мера затронет экспорт цемента, черных металлов и стали (в том числе рельсов и труб), удобрений и алюминия в общем объеме $7,6 млрд в год. Сумма самого сбора может составить 1,1-1,3 млрд евро в год.

Читайте так же:
Как изготовить вяжущее цемент

Импортеры товаров в Евросоюз должны будут покупать сертификат, соответствующий цене за выбросы парниковых газов, которую надо было бы заплатить, если бы данные товары производились в соответствии с законодательным регулированием ЕС платы за выбросы парниковых газов в атмосферу. Цена таких сертификатов будет рассчитываться в зависимости от средней аукционной цены на квоты EU ETS (система торговли квотами на выбросы в ЕС) за неделю, выраженной в евро за тонну CO2. Пока до конца не ясно, как будет работать механизм расчета цены сертификатов.

«Возможным эффектом ТУРа может стать переориентация экспортных потоков, что прежде всего затронет регулируемые ТУРом отрасли – черную и цветную металлургию, энергетику, химию. Экспорт углеводородов при этом будет испытывать опосредованное воздействие в первую очередь за счет реализации внутренних инициатив Евросоюза, что уже приводит к постепенному сокращению потребления ископаемых видов топлива», – считает Владимир Лукин, директор группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ.

«Так называемый «зеленый курс», провозглашенный властями Европейского союза, повлечет за собой существенную трансформацию европейской экономики и, соответственно, модели потребления, в том числе фундаментальное реформирование европейской энергетической системы», – подчеркивает другой эксперт – Дмитрий Агафонов, заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС.

Газ – топливо «зеленого курса»

До настоящего времени ежегодный импорт энергоресурсов в страны ЕС оценивался в 320 млрд евро, причем энергоресурсы из России составляли более 60%. Между тем говорить о том, что какие-то энергоносители полностью уйдут в прошлое, пока преждевременно, полагает Олег Каленов, доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова.

«В производстве около 80% продукции прямо или косвенно задействованы углеводороды. Они и их элементы могут использоваться как в качестве сырья, так и в качестве энергоресурсов. На сегодняшний день значительную долю тут занимает нефть, но газ вполне может ее потеснить, ведь и добыча, и переработка газа являются более экологически чистыми. Большинство теплоэлектростанций и котельных пока еще только переходят на газовое топливо, отказываясь от наиболее опасных для атмосферы угля и мазута. А это требует серьезных изменений инфраструктуры и, соответственно, больших затрат. И до 2030 года это вряд ли произойдет», – считает О. Каленов.

Ярким примером этих процессов может служить дизельное топливо. «Европейский рынок – ключевой для российского дизельного топлива. В прошлом году Россия экспортировала почти 37 млн тонн дизельного топлива, из них свыше 70% пришлись на ЕС. Дальнейшее увеличение налоговой нагрузки в конечной цене, а также планы по запрету продаж автомобилей с ДВС, которые принимаются в Европе, – негативные факторы для дизеля», – приводит пример воздействия на рынок энергоносителей Марсель Салихов, директор Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ.

Таким образом, в ближайшие 10 лет можно будет наблюдать, как ЕС, с одной стороны, начнет постепенно сокращать объемы потребления и торговлю такими энергоресурсами, как нефть, нефтепродукты и уголь; с другой стороны, Россия как главный поставщик газа на европейский рынок может рассчитывать на внушительные дивиденды от реализации «зеленого курса». «Для ограничения выбросов топливный баланс Евросоюза обязательно потребует быстрого перехода энергопотребления с угля на газ. Таким образом, роль природного газа как транзитного топлива в страны ЕС будет увеличиваться и, соответственно, стоит ожидать наращивания объемов российского экспорта», – указывает Д. Агафонов.

«Спрос вырастет не только на природный газ, а на все виды топлива с низким углеродным следом, – считает В. Лукин. – В то же время возникает спрос на топливо с компенсированным углеродным следом: например СПГ, электроэнергию, а также водород и аммиак, произведенные с использованием низкоуглеродных технологий».

Так или иначе, нужно иметь в виду, что «зеленый курс» – долгосрочная программа, которая будет реализовываться и после 2030 года. Соответственно, возможен ее пересмотр в зависимости от геополитической ситуации.

Структура российского экспорта

Изменения в мировой энергетической политике будут оказывать влияние и на транспортный сектор как с точки зрения изменения товарной структуры перевозок, так и в использовании топлива в соответствии с регуляторными требованиями.

«Очевидная тенденция, которая наметилась даже раньше, чем были анонсированы климатические амбиции Евросоюза, – сокращение и изменение номенклатуры экспорта энергетических углей в западном направлении. В восточном направлении эти процессы менее выражены», – отмечает В.Лукин из КПМГ. По его мнению, другая очевидная перспектива – увеличение доли низкоуглеродной продукции и альтернативных видов топлива, например аммиака, в общей структуре грузоперевозок.

М.Салихов из НИУ ВШЭ преду-преждает: «В рамках «зеленого курса» ЕС планирует вводить плату за выбросы для авиационной промышленности. Это будет способствовать росту спроса на альтернативные авиационному керосину виды топлива. Будут развиваться, например, технологии по использованию водорода в авиации. По всей видимости, значительные изменения будут происходить и в сфере морского транспорта, который будет постепенно отказываться от использования флотского мазута в пользу более экологических источников топлива. Речь идет о расширении использования СПГ, биотоплива, аммиака на морском транспорте».

Читайте так же:
Модификатор для цемента что это

Согласно консенсус-прогнозу, у России есть возможности сохранить свою долю в поставках углеводородов за пределами 2030 года при условии перенаправления поставок угля с Запада на Восток, увеличения поставок природного газа по всем направлениям, старту поставок водорода. Для такого изменения в структуре экспорта требуются значительные инвестиции в инфраструктуру, в первую очередь в строительство железных дорог, трубопроводов и морских терминалов для нефти и газа, а в перспективе, возможно, и для водорода.

«В будущем экспорт водорода может потеснить по объемам нефть и газ. Но здесь речь идет именно о долгосрочной перспективе, так как на сегодняшний день природный газ – один из основных источников получения водорода: около 75% всего водорода в мире производится именно на его основе. Однако есть и сдерживающие развитие факторы. Во-первых, слишком дорогие технологии производства. Во-вторых, сложности в хранении и перемещении водорода из-за его низкой плотности и воспламеняемости. Хранение водорода обходится еще дороже, чем производство», – считает О.Каленов из РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Перемещать водород можно по трубам, судами и автоцистернами, наиболее дешевый способ – водородопроводы. Себестоимость транспортировки 1 кг водорода по ним на расстояние в 1500 км оценивается в $1 (танкеры и автоцистерны обойдутся в среднем $1,5-3 за кг). Однако пока они существуют лишь в пределах химических и нефтеперерабатывающих заводов. Причем газовые трубы нельзя использовать из-за технологических особенностей. Для транспортировки больших объемов водорода необходимы специальные трубопроводы, которые создают давление для газа или охлаждающие его до жидкости.

Куда нацелена стратегия?

В августе были раскрыты подробности низкоуглеродной стратегии развития России до 2050 года, подготовленной Минэкономразвития. Это своеобразный ответ на европейские инициативы и цели устойчивого развития ООН. В ней четыре сценария, которые учитывают внешние вызовы с разными ответами на них.

В качестве целевого сценария в Минэкономики предлагают рассматривать базовый. По нему обеспечиваются более низкие по сравнению с ЕС значения накопленной до 2050 года чистой эмиссии парниковых газов Российской Федерации, но достичь углеродной нейтральности на всем периоде реализации стратегии не удается. При этом проводится масштабная электрификация и цифровизация транспорта и технологических процессов в отраслях промышленности, повышается энергоэффективность реального сектора экономики.

В базовом сценарии низкоуглеродного развития РФ объем чистых выбросов парниковых газов (главным образом, углекислого) к 2050 году снизится до 1,19 млрд тонн. При этом суммарно накопленные до 2050 года чистые выбросы парниковых газов в России окажутся ниже, чем в Евросоюзе. Достичь в нашей стране снижения выбросов, которые из-за роста экономики должны были бы расти, предполагается за счет их уменьшения при сжигании топлива при производстве электроэнергии (на 300 млн тонн), при утечках и испарении нефти, газа и угля (на 190 млн тонн), а также при сжигании топлива населением и в жилищно-коммунальном хозяйстве (на 120 млн тонн).

Но самый большой эффект должно дать увеличение поглощения парниковых газов при землепользовании и в лесном хозяйстве. Если текущий уровень поглощения убирает чуть больше 500 млн тонн эквивалента СО2, то базовый сценарий предусматривает удвоение уровня абсорбции вредных газов лесами до 1,1 млрд тонн. По оценке экспертов, базовый сценарий достаточно амбициозен и потребует значительных капиталовложений.

«Сейчас спрос на продукцию, экспортируемую из РФ, уже испытывает влияние международных инициатив в области устойчивого развития, и в частности мер по декарбонизации. Эти процессы начались задолго до принятия «зеленого курса» и даже целей устойчивого развития ООН. Каких-либо резких изменений новые инициативы, скорее всего, не вызовут, однако ускорение процессов реструктуризации экспорта вполне возможно. При этом возникают условия для продвижения на рынке низкоуглеродной продукции, которые должны использовать российские производители», – указывает Евгений Тананайко, менеджер группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ.

Безусловно, провозглашенный странами ЕС новый «зеленый курс» окажет существенное влияние на российский экспорт, соглашается Д. Агафонов. По его мнению, наиболее вероятной ответной геополитической реакцией России может стать стремление диверсифицировать базу потребителей энергоресурсов. И здесь стратегически важными для нас потребителями выступают страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, решения по углеродному регулированию, принимаемые за пределами РФ, оказывают решающее значение на процессы внутри нашей страны. Однако Россия, вероятно, сохранит свою долю в поставках энергоресурсов, изменятся только направления экспорта. А в долгосрочной перспективе изменится и номенклатура, в частности может добавиться водород.

«По разным оценкам, к 2050 году объемы европейского рынка водорода могут превысить 150 млрд евро, – отмечает О. Каленов из РЭУ им. Г.В. Плеханова. – В будущем экспорт водорода может потеснить по объемам нефть и газ. На этом рынке у России есть серьезные преимущества – ресурсы, научно-технический потенциал, близость к рынкам сбыта».

От того, как России удастся справиться с новыми вызовами и реализовать свои преимущества и потенциал, и будут зависеть объемы внешней торговли, структура экспорта и в целом состояние экономики страны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector